Что дальше с ИИ?
6 декабря 2017 г. навсегда изменило шахматный мир (и не только). Почему-то это практически не было освещено в интернете. (chess.com - там есть подробности)
Но сначала небольшая предистория....
Первая компьютерная шахматная программа появилась в 1957 (как всегда - события было относительно недавно, а как уже все поменялось).
Первая компьютерная шахматная программа, которая достигла уровня мастера называлась Belle, и была создана в 1983. Ее могло обыграть еще достаточно большое кол-во людей.
Идем дальше! В феврале 1996 г. Гарри Каспаров (по-моему мнению лучший шахматист за историю планеты Земля) в тяжелейшей борьбе выигрывает матч против супер компьютера DeepBlue 4-2, проиграв первую партию.
Но уже в следующем году DeepBlue побеждает Каспарова 3-1, что означает, что компьютер стал играть сильнее человека в шахматы. Началась эра компьютерных движков (так называют шахматные программы).
3 дня назад самым лучшим из движков был StockFish. В прошлом году он победил на чемпионате мира среди движков, а месяц назад выиграл чемпионат главного шахматного сайта chess.com. У StockFish есть несколько очень сильных конкурентов, и в ожесточенной борьбе StockFish выигрывает совсем немного, что стимулирует постоянное развитие.
Но 3 дня назад состоялся матч между нейросетью AlphaZero и StockFish.
AlphaZero это разработка компании DeepMind, которая занимается искусственным интеллектом. Ее ес-но купил Google. ;)
Так вот AlphaZero и StockFish сыграли 100 партий, которые закончились со счетом 64-36!!!!
AlphaZero белыми - 25 побед, 25 ничьих, 0 поражений
AlphaZero черными - 3 победы, 47 ничьих, 0 поражений
Шок!!!!!!!
Появилось, что-то, что просто уничтожило лучшее что было!!! 0 ПОРАЖЕНИЙ в 100 партиях!!! Это как автомобиль против лошади!!!! :)
Счет шокирует, но это еще не все!!!!!!
Знаете как AlphaZero научилась играть в шахматы? В нее загрузили правила и она 4 часа играл сам с собой. 4 часа и он рвет StockFish!!!!
При этом, AlphaZero играет мягко говоря не по канонам! Так нельзя играть!!! Меня учили, что в дебюте нельзя несколько раз подряд ходить одной фигурой (пострадает развитие остальных), нельзя выводить тяжелые фигуры в начале (они подвергнуться атаке со стороны легких фигур противника), и т.д.
Принцип движков - это перебор ходов. StockFish перебирает со скоростью 70 000 000 вариантов в секунду. AlphaZero рассматривает всего 80 000(!!!) Т.е. AlphaZero это не про шахматы, это про искусственный интеллект.
Просто разработчики показали возможности AlphaZero на примере шахмат!
Вот цитата Каспарова: "Это заметное достижение, хотя оно и было ожидаемо после AlphaGo", - заявил он Chess.com. "Оно приближается к 'типу-Б', человекоподобному подходу к шахматам, которым Клон Шеннон и Алан Тьюринг мечтали заменить сплошной перебор".
Что будет дальше?
Грядет новая эра в шахматах?
Человечество совершит качественные прорывы во всех областях?
Или...
(публикация на Facebook - 10. 12. 2017 Alexander Kraskovskiy)