6 декабря 2017 г. навсегда изменило шахматный мир (и не только). Почему-то это практически не было освещено в интернете. (chess.com - там есть подробности) Но сначала небольшая предистория.... Первая компьютерная шахматная программа появилась в 1957 (как всегда - события было относительно недавно, а как уже все поменялось). Первая компьютерная шахматная программа, которая достигла уровня мастера называлась Belle, и была создана в 1983. Ее могло обыграть еще достаточно большое кол-во людей. Идем дальше! В феврале 1996 г. Гарри Каспаров (по-моему мнению лучший шахматист за историю планеты Земля) в тяжелейшей борьбе выигрывает матч против супер компьютера DeepBlue 4-2, проиграв первую партию. Но уже в следующем году DeepBlue побеждает Каспарова 3-1, что означает, что компьютер стал играть сильнее человека в шахматы. Началась эра компьютерных движков (так называют шахматные программы). 3 дня назад самым лучшим из движков был StockFish. В прошлом году он победил на чемпионате мира среди движков, а месяц назад выиграл чемпионат главного шахматного сайта chess.com. У StockFish есть несколько очень сильных конкурентов, и в ожесточенной борьбе StockFish выигрывает совсем немного, что стимулирует постоянное развитие. Но 3 дня назад состоялся матч между нейросетью AlphaZero и StockFish. AlphaZero это разработка компании DeepMind, которая занимается искусственным интеллектом. Ее ес-но купил Google. ;) Так вот AlphaZero и StockFish сыграли 100 партий, которые закончились со счетом 64-36!!!! AlphaZero белыми - 25 побед, 25 ничьих, 0 поражений AlphaZero черными - 3 победы, 47 ничьих, 0 поражений Шок!!!!!!! Появилось, что-то, что просто уничтожило лучшее что было!!! 0 ПОРАЖЕНИЙ в 100 партиях!!! Это как автомобиль против лошади!!!! :) Счет шокирует, но это еще не все!!!!!! Знаете как AlphaZero научилась играть в шахматы? В нее загрузили правила и она 4 часа играл сам с собой. 4 часа и он рвет StockFish!!!! При этом, AlphaZero играет мягко говоря не по канонам! Так нельзя играть!!! Меня учили, что в дебюте нельзя несколько раз подряд ходить одной фигурой (пострадает развитие остальных), нельзя выводить тяжелые фигуры в начале (они подвергнуться атаке со стороны легких фигур противника), и т.д. Принцип движков - это перебор ходов. StockFish перебирает со скоростью 70 000 000 вариантов в секунду. AlphaZero рассматривает всего 80 000(!!!) Т.е. AlphaZero это не про шахматы, это про искусственный интеллект. Просто разработчики показали возможности AlphaZero на примере шахмат! Вот цитата Каспарова: "Это заметное достижение, хотя оно и было ожидаемо после AlphaGo", - заявил он Chess.com. "Оно приближается к 'типу-Б', человекоподобному подходу к шахматам, которым Клон Шеннон и Алан Тьюринг мечтали заменить сплошной перебор". Что будет дальше? Грядет новая эра в шахматах? Человечество совершит качественные прорывы во всех областях? Или... (публикация на Facebook - 10. 12. 2017 Alexander Kraskovskiy) |
IT webuniver.by > №5 СТАТЬИ >